Все, или почти все, о велосипедной цепи

2 ноября 2016
visibility 1017 просмотров
schedule Время чтения: 8 минут подписаться на наш блог

С момента покупки велосипеда, как и с момента установки новой цепи – цепь находится в консервационной фабричной смазке, в которой транспортируется, хранится на складах и в магазинах.

Соответственно, при первом использовании велосипеда – смазывать цепь не нужно. Достаточно протереть ее снаружи салфеткой. Однако в скором времени эта смазка вырабатывается, и выработка напрямую зависит от интенсивности катания.

В дальнейшем цепь необходимо смазывать, не дожидаясь момента, когда появится характерный скрип – это будет означать, что цепь следовало смазать уже давно. Определить необходимость обработки можно внешне: если нет смазки, цепь не будет блестеть и, возможно, будет немного шуметь при работе.

Что из себя представляет цепь

Так называемая приводная велосипедная цепь работает по принципу трения-скольжения. Конструкция цепи такова, что износ у неё очень быстрый, поскольку полностью отсутствует какое-либо качение. Опять же, трения даже больше, чем скольжения, поскольку отсутствует гидропленка, уменьшающая коэффициент трения. Так что вполне можно сказать, что на всем велосипеде быстрее всего срабатывается именно цепь.

Условно все цепи можно разделить на два основных типа:

- многоскоростные,

- односкоростные.

Цена на цепи варьируется примерно от 700 до 4000-5000 рублей.

Смазка цепи в сервисе обойдется, в среднем, всего в 100 рублей, при этом она будет выполнена профессионалом, который покажет правильную технику на случай, если вы решите иногда делать это самостоятельно. Кроме того, обычно в эту услугу входит измерение степени износа цепи индикатором. Так что, пара походов в сервис за месяц – вполне подъемная трата для велосипедиста.

Ошибки при обслуживании цепи

Важно всегда правильно и своевременно смазывать цепь.

Обычно рекомендуется делать это каждые 200 км пройденного пути. Многие именно так и делают – проехали и просто смазали, не оценив состояние цепи. К этой ошибке нередко прибавляются и другие.

  • Много смазки. На большое количество смазки налипает пыль и грязь, которая содержит твердые частицы. Подобные абразиву, они проникают внутрь цепи и начинают её срабатывать.
  • Нанесение новой смазки на невыработанную. Старая смазка, уже превратившаяся в грязь, смешивается с новой и обе теряют свои эксплуатационные свойства, из-за чего сильно страдает цепь.

Неправильный уход влечет за собой последствия:

  • Постоянно грязная трансмиссия. Не поможет даже замена цепи на новую, если останутся загрязненные узлы трансмиссии – грязь сразу же перейдет на цепь.

Срабатывание цепи

Сработанная цепь создает эффект растяжения. Если цепь своевременно не заменить – начнут срабатываться остальные узлы трансмиссии. И если продолжать эксплуатировать их дальше, они сработаются до такой степени, что поставить новую цепь будет просто невозможно. Кроме того, ухудшится скорость и точность переключения, также увеличится риск разрыва. После установки новой цепи на сработанные звезды возникнет проскакивание цепи либо хруст. Если даже не будет явного проскакивания то цепь быстро примет износ от звезд и вы получите точно такую же цепь, как и до замены. Поэтому важно не только правильно смазывать цепь, но и внимательно следить за её состоянием, как и за узлами трансмиссии в целом. Есть вполне реальные примеры, когда велосипед проходил на одной кассете 16 000 км.

Состояние трансмиссии легко определить по состоянию цепи. Но лишь при том условии, что эта цепь изначально работала именно с этой системой трансмиссии. В противном случае новая цепь на изношенной трансмиссии и сама быстро износится.

Чтобы держать руку на пульсе – можно приобрести специальный индикатор для замера износа, позволяющий оценить эффект растяжения.

Меньше 1% - можно использовать без негативных последствий. Почистить, обслужить и снова замерить, поскольку растяжение может проявиться именно после обслуживания.

Равное 1% - заменить цепь.

Более 1% - заменить все узлы трансмиссии.

Как часто изнашивается цепь?

Цепи бывают разные – дорогие и недорогие, усиленные и облегченные.

Практика показывает, что цепи среднего и высокого класса Shimano и Sram ходят примерно 2000 км. Цепи Campagnolo ходят до 7000 км. У них немного другая конструкция с усиленными пластинами.

Однако все эти числовые показатели актуальны лишь в том случае, если были соблюдены условия правильного каденса, обслуживания и смазки, а также переключения и размещения цепи на звездах. И следить за цепью нужно в любом случае, даже если 2000 км еще не пройдено.

Основы ухода

Для смазки цепи понадобится: щетка для предварительной очистки, смазка и ветошь. Лучше иметь 2 типа смазки: отдельно для влажной и сухой погоды. Вместо ветоши можно использовать бумажные полотенца, но они легко треплются и рвутся, в отличие от ветоши.

В особо тяжелых случаях может понадобится машинка для чистки цепи. Но лучше ограничиться регулярным правильным уходом.

Первое, что нужно сделать: оценить состояние цепи.

На основании состояния можно и нужно решать, что делать дальше. Иногда обслуживание начинается со смазки, иногда – с предварительной чистки щеткой или ветошью. Если цепь была смазана неправильно, может потребоваться тщательная чистка. Если цепь оснащена замком – она снимается. Дома её можно по старинке замочить в керосине, но в сервисе такое, как правильно, не практикуется из-за больших затрат времени.

Второе: смазать цепь таким образом, чтобы не осталось излишков.

Тогда пыль на неё не будет налипать вообще, либо будет оседать в очень малом количестве. Очень важно использовать именно смазку для велосипедной цепи. Часто по незнанию, лени или другим мотивам используется для смазки все, что угодно, вплоть до растительного масла, которое испаряется и оставляет лишь смолы, таким образом трансмиссия сильно загрязняется. Таже картина с трансмиссионным маслом – оно густое, его сложнее стереть.

Вообще, любой смазочный материал изготавливается с расчетом на предполагаемые условия эксплуатации. Смазка цепи рассчитана работать в условиях дорожной либо лесной пыли и должна быть стойкой к брызгам дождя и грязи. Наносить нужно так, чтобы не попадать на другие узлы. Кассета и звездочки смазаны быть не должны. В целом, методика следующая:

  • смазка должна затекать вниз и проникать вглубь;
  • смазке нужно дать несколько секунд затечь внутри;
  • капать на пространство между роликом и пластиной;
  • после смазки определенного участка цепи – нельзя крутить цепь, пока не стерты излишки.

 

Об авторе - Валентин Капилов

Специалист отдела сервиса и обслуживания клиентов экипировочного центра "Энергия спорта"

Другие публикации автора
-20%
Обода Обод Mavic A 319'15 Silver 32 отв. 0
2 570
2 050 руб.
add_shopping_cart
-20%
Подшипники, шарики Подшипник 7-06145 задн. втул. и карет. 1/4" WELDTITE (Англия) 0
3
2 руб.
add_shopping_cart
-20%
Переключатели задние и ролики Задний переключатель SRAM X9 10sp. 0
4 100
3 250 руб.
add_shopping_cart
-20%
Фары, фонари Фонарь зад. 5д\4ф A-skate Mini USB прорезин. Author 0
650
500 руб.
add_shopping_cart