Зимний велосезон: можно ли ездить и как подготовиться?

14 ноября 2016
visibility 879 просмотров
schedule Время чтения: 9 минут подписаться на наш блог

Ответ на самый главный вопрос: да, кататься зимой на велосипеде можно. Однако не каждый велосипед подойдет для полноценной и безопасной езды в этот сезон.

И хранение велосипеда (в гараже, на балконе и т.д.), и катание одинаково безопасны для него при соблюдении правил ухода и эксплуатации. Если детали, особенно узлы трения, правильно смазаны – даже неизбежный для холодного времени года конденсат не навредит.

Зимняя резина имеет специальный состав, который сохраняет эластичность, поэтому кататься можно и в -30оС.

На каком велосипеде кататься

Шоссейные велосипеды в расчет не идут.

Лучше всего выбирать кросс-кантри или гибрид горного и шоссейного – циклокроссовый. И тот, и другой вариант должен быть оснащен дисковыми тормозами. Дисковый ротор находится в центре колеса, соответственно, есть подъем над грунтом – это защищает от постоянного соприкосновения со снегом, влагой, грязью.

Ободные тормоза быстро покрываются снегом, из-за чего сцепление тормозных колодок с поверхностью обода ухудшается. То есть, ездить с ними при необходимости можно, но торможение оставит желать лучшего.

Лайфхак для предотвращения ржавчины

Снег, влага, грязь и даже обледенение неизбежны в зимний сезон. Как бы осторожно вы не катались – велосипед все равно будет подвержен риску заржаветь. Чтобы подстелить соломку в этой ситуации, возьмите за правило счищать весь снег и наледь на улице, поскольку дома в тепле все это сразу же начнет таять и растекаться. Затем пусть велосипед досохнет уже при комнатной температуре – после этого можно смазать цепь и спокойно кататься дальше.

Как подготовить велосипед к зиме?

Первый шаг: заменить летнюю резину шипованной зимней.

Дело в том, что летняя резина не способна «врезаться» в обледенелый твердый грунт. Колеса могут пойти юзом, – и заднее, и переднее – особенно на больших скоростях. Также это приводит к медленному набору скорости и большему расход энергии из за плохого сцепления.

Использование зимней резины позволит приблизить качество катания по скорости и маневренности к летнему сезону.

Какие покрышки использовать?

- Переднее колесо – максимальное количество шипов. Сам рисунок покрышки не так важен, но лучше выбирать с плотными боковыми шипами для лучшей маневренности на поворотах.

- Заднее колесо – выбирая рисунок протектора, можно остановиться на двухрядке. Количество шипов качественно влияет на сцепление, однако ухудшает накат. Поэтому задняя покрышка, в отличие от передней, должна иметь меньше шипов и «носить» рисунок, выталкивающий грунт или снежную массу из-под колеса.

Второй шаг: отрегулировать давление в шинах.

Для скользкого грунта обычно рекомендуют понижать давление для увеличения площади сцепления. Но лучше всего ориентироваться именно на свои потребности:

  • Если важно сцепление – качать меньше.
  • Если важен накат – качать больше.

Использовать максимально возможное для покрышки давление целесообразно также в случае, если есть риск удара об острое – бордюр, кирпичи, камни и т.д. При низком давлении камера травмируется чаще.

Третий шаг: выбрать вилку.

Одна из типичных зимних проблем – ухудшение амортизации.

Дешевые вилки простой конструкции либо не работают вообще, либо работают в разы меньше положенного. Дело в том, что такие вилки оснащены стальной пружиной и элатомером. На морозе они «дубеют» - медленнее сжимаются и разжимаются.

Например, возьмем вилку Marzocchi Dirt Jumper 3.

Она оснащена стальной пружиной и эластомером, а также регулировкой стальной пружины. На другой ноге у вилки находится демпфер, который работает по принципу автомобильной стойки – там находится картридж и масло. При сжатии вилки создается давление в масляной ванне, жидкость начинает переходить в другую камеру с определенной скоростью, скорость зависит от размера отверстия, таким образом регулируется скорость сжатия, чем отверстие меньше тем медленнее жидкость проходит и соответственно вилка работает медленнее, зимой масло густеет и проходит через демпфер медленнее.  То есть, увеличивая-уменьшая отверстия – можно ускорить-замедлить выход жидкости.

Зимой масло густеет, из-за чего демпфер начинает работать медленнее. Если сталкиваются сразу две проблемы, – замерзшие пружина и резина + загустевшее масло – то вилка полностью перестает работать.

Без риска зимой можно и нужно использовать вилку с воздушной пружиной. Конструкция такой пружины – это поршень и одна или две воздушные камеры. Она хороша тем, что тонко настраивается под любые нужды и необходимый вес. Отличие от катания в летний сезон – минимальные.

Как правило, вилки, оснащенные воздушными пружинами, - высокого уровня. Такие вилки имеют ноги из алюминия, следовательно, они легче и прочнее, в отличие от моделей недорогих. Важно защитить алюминиевые ноги: смазывать универсальной смазкой и надевать защитный чехол из неопрена.

Еще один вариант – кататься на ригидной вилке, мирясь с неудобствами. Портиться там просто нечему.

Четвертый шаг: позаботиться о трансмиссии.

Что в неё входит? Это система передних ведущих звезд, система ведомых звезд, задняя кассета (трещетка), передние и задние переключатели, цепь.

Передние звезды в большинстве случаев алюминиевые, т.е., весьма устойчивые и не поддающиеся ржавчине. Стальные звезды бывают только на самых дешевых велосипедах.

Задняя кассета и цепь, наоборот, стальные, поэтому им требуется чуть больше ухода во избежание появления ржавчины. Лучше всего заменить их на никелированные.

Цепь нужно тщательно смазывать густой смазкой для влажной погоды, а после не вытирать насухо – зимой грязь не будет скапливаться также активно, как летом, а слой смазки защитить цепь от неприятных последствий.

Задний переключатель перед зимним сезоном следует обслужить в сервисе – его полностью разберут и почистят. Также, настоятельно рекомендую устанавливать никелированную цепь и кассету перед началом зимнего использования велосипеда!

Нюансы эксплуатации велосипеда зимой

  • Если все же используется летняя резина – следует помнить об очень высоком риске падения даже для профессионала. Нужно интуитивно выработать безопасную на поворотах скорость, учитывать длину тормозного пути и т.д. Зимняя резина таких проблем не вызывает. (зимняя резина вызывает такие же проблемы но значительно снижает риск их возникновения)
  • При торможении использовать оба тормоза, но передний – аккуратнее, чтобы избежать падения.
  • В плане переключения скоростей – работать с каденсом так же как и летом. Аккуратно набирать скорость, адекватно оценивать тормозной путь, быть готовым к резкой остановке, плавно входить в поворот на оптимальной скорости, избегать наледи и настраивать давление под свои нужды.
Об авторе - Валентин Капилов

Специалист отдела сервиса и обслуживания клиентов экипировочного центра "Энергия спорта"

Другие публикации автора
-20%
Педали, шипы Педали контактные Look Keo Classic 2 0
4 850
3 850 руб.
add_shopping_cart
-20%
Спицы, ниппеля Спица 2,0*250мм 5-283289 24" серебр. оцинк. сталь с оцинк. ниппелем (500) CNSPOKE 0
10
8 руб.
add_shopping_cart
-20%
Выносы Вынос Answer Atac XCM 100mm 0
3 950
3 150 руб.
add_shopping_cart
-20%
Багажники, корзины Корзина перед. 34х25х25 0
600
475 руб.
add_shopping_cart