Подготовка велосипеда к зиме

9 ноября 2016
visibility 554 просмотра
schedule Время чтения: 9 минут подписаться на наш блог

Велосипед по окончанию сезона нуждается в грамотной оценке его состояния, а также в предупреждении и устранении дефектов.

По важности диагностики и обслуживания градация узлов идет следующим образом:

  • передняя и задняя втулки
  • каретка
  • вилка

Диагностика в домашних условиях

Большую часть проблем обеспечивает влага, остатки которой вызывают коррозию. Особенно у недорогих моделей и велосипедов, которые активно используются в период осенних дождей.

Проверить состояние втулок можно следующим образом:

  • Приподнять велосипед и покрутить колеса – не должно быть шума и быстрой остановки колеса.
  • Снять колесо и двумя пальцами покрутить ось во втулке – ось должна вращаться свободно. Не должно быть сопротивления и «закусывания», т.е., ось не должна цепляться.

Проверить состояние каретки:

  • Снять цепь и в тишине повращать каретку – вращение должно быть свободное и с минимальным шумом, но не инертное. Если наблюдается инертное вращение, то подшипник уже сработан. Если слышно шум, то требуется обслуживание или замена.

Однако даже тщательная домашняя диагностика не способна заменить сервисное обслуживание. Например, механизм задней втулки сложнее за счет наличия фривила – если туда попадает вода, исправить ситуацию можно только в сервисе.

Регулярное обслуживание велосипеда в сезон – хотя раз, в идеале два-три – позволяет хранить его зимой с минимальными усилиями и подготовкой. Сервис обеспечит точной диагностикой и смазкой, а дома достаточно позаботиться о чистоте велосипеда и условиях хранения.

Хранение

Лучше всего хранить велосипед при комнатной температуре, хотя это не принципиальный момент. Самое главное, чего стоит опасаться – перепадов температуры. Скачки вызывают появление конденсата, который, в свою очередь, провоцирует появление ржавчины на велосипедных частях без защитного покрытия. К таким относятся, например, подшипники и стальные вилки на ногах. Для других узлов легкая ржавчина не критична, поскольку в новом велосезоне они сотрут ржавчину в процессе работы.

При необходимости, велосипед можно хранить как в отапливаемом, так и неотапливаемом гараже, на балконе и т.д. При правильном и регулярном сервисном обслуживании и минусовая, и плюсовая температура не создадут проблем.

У покрышек есть свой нюанс: непосредственная близость к печке или батарее может привести к трещинам. Зато заморозки при условии качественной резины с высоким содержанием каучука никак на них не повлияют. Впрочем, некачественный материал с тем же успехом может треснуть в любое время года.

Если вы катались только в сухое время года, риск ржавчины будет минимальным.

Кроме того, не стоит в течение зимы постоянно крутить колеса для «распределения смазки» - благодаря своей густоте она в полной мере распределяется в процессе обслуживания и не требует дополнительных манипуляций.

Особенности ухода за узлами велосипеда

У каждого ключевого элемента велосипеда – свои особенности ухода/хранения и типичные ошибки, которые приводят к быстрому износу.

1) Вилка

Бюджетные вилки а-ля Suntour крайне плохо защищены от воды и грязи, в пыльники попадает влага, и в итоге ржавеют ноги. Соответственно, потребуется больше усилий для сохранения рабочего состояния.

В качественных дорогих вилках важнее позаботиться о смазочном материале: в штанах вилок находятся поролоновые кольца, удерживающие смазку, которая выходит либо к концу сезона, либо даже раньше при интенсивном использовании.

2) Цепь

Два простых шага: очистка от грязи + смазка.

Однако, прежде следует проверить, не сработана ли цепь. Делается это с помощью индикатора – профессионального в сервисе или любительского в домашних условиях.

Может появится так называемый эффект растяжения цепи за счет сработанных роликов и стачивающихся конусов. Если износ цепи равняется 1% - достаточно просто заменить цепь. Если же износ превышает 1% - есть риск негативных последствий для других узлов трансмиссии, которые в итоге приведут к износу всей трансмиссии велосипеда.

Типичная ошибка новичка – следовать инструкциям обучающих роликов, в которых говорится о нанесении силиконового покрытия. Делать этого не стоит, поскольку силикон собирает на себя много грязи, а перед новым сезоном в любом случае придется это покрытие счищать. Достаточно ограничиться стандартной смазкой цепи.

3) Рама

Рама не требует практически никакого ухода. Если она алюминиевая (к тому же, еще и покрашенная), то ржавчина не страшна. Стальные рамы, как правило, также покрашены. Некоторые ролики дают информацию об обязательной чистке и защитном покрытии, но обычно этого не требуется. Чистка – по желанию. Безусловно, при постоянном загрязнении можно получить несмываемые пятна, так что есть смысл об этом позаботиться.

4) Шины

Основной момент, который интересует в вопросе хранения велосипеда: нужно или не нужно специально снижать давление. Несмотря на то, что многие советуют сделать, пугая негативными последствиями, это необязательно.

К примеру, давление ваших шин равняется 4 атмосферам. За время хранения оно естественным образом опустится до 2-3 атмосфер. И даже если этого не произойдет – ситуация ничем не чревата. Трескаться и деформироваться будет только дешевая некачественная резина.

Несколько полезных профильных советов

  • Обратите внимание на бушинг – втулку трения скольжения. Её коэффициент трения равносилен трению по маслу, т.е., детали не трутся между собой. Втулка очень долговечная, но нуждается в постоянной масляной пленке.
  • Драйвера задних втулок – труднодоступный узел, за который возьмется ни каждый механик и ни каждый сервис, поскольку требуется специализированный ключ. Без ключа – с помощью грубой силы – вполне можно повредить детали. Однако обслуживание драйверов необходимо из-за подверженности коррозии.
  • Проверка подшипников рулевой колонки. Они хорошо защищены и не требуют частого обслуживания, но при желании можно проверить их состояние: зажать тормоз и посмотреть, будет ли болтаться руль и вилка, а затем поднять велосипед за седло и покрутить руль – он должен свободно возвращаться в исходное положение.
  • Есть риск забрызгать тормозную поверхность обода или диска при обильной смазке цепи – это ухудшит торможение и спровоцирует сильное загрязнение поверхности. В этом случае ротор и обод нужно обезжирить, а колодки заменить.
  • Правильная смазка колес. Не нужно наносить жидкую смазку, разбрызгивая её на поверхность колеса. Во-первых, снаружи обработанная область быстро покроется пылью и грязью. Во-вторых, попав внутрь, она смешается с консистентной смазкой, сводя на нет её эффект – втулка быстро придет в негодность.
Об авторе - Валентин Капилов

Специалист отдела сервиса и обслуживания клиентов экипировочного центра "Энергия спорта"

Другие публикации автора
Чехлы для лыж, ботинок, винтовок Чехол лыжный Atomic AMT single ski bag 0
4 000
3 400 руб.
add_shopping_cart
Лыжероллеры и запчасти Лыжероллеры коньковые ELVA SK100PU 0
5 990
5 990 руб.
add_shopping_cart
Лыжероллеры и запчасти Лыжероллеры класические ELVA CL70-40R 0
6 500
6 500 руб.
add_shopping_cart
Классические Ботинки FISCHER RC5 CLASSIC NNN 0
9 000
8 330 руб.
add_shopping_cart